Главные события |
Сообщения о концертах, мастер-классах, конкурсах, фестивалях и т.д. |
Предстоящие события |
Обзоры компакт-дисков |
Объявления, Полезная информация, Комментарии читателей |
Главные события |
15 января 2011 года - начало работы сайта "Accordion Russia"Юлия Америкова |
Дорогие друзья – баянисты и аккордеонисты России, а также все любители этих замечательных инструментов! Сегодня - 15 января - начинает свою работу новый информационный ресурс "Accordion Russia". "Accordion Russia" - это новости из мира баяна, аккордеона и гармоники, информация для профессионалов и любителей обо всех интересных мероприятиях, проходящих в России и за рубежом с участием российских музыкантов, обзоры новых компакт-дисков, книг и нот, аналитические и справочные статьи, отчеты с крупнейших конкурсов и фестивалей, новости баянно-аккордеонной индустрии. Приглашаем всех желающих участвовать в наполнении ресурса. Пишите обо всем, что просиходит в Вашем регионе. Концерты баянистов и аккордеонистов, конкурсы и фестивали, юбилеи и новые идеи, проекты и программы. Мы поможем Вам поделиться новостями со всеми любителями баяна и аккордеона в России и за рубежом. Все интересные материалы будут переводится на 7 языков и публиковаться на сайте accordions.com. Статьи оснащаются ссылками на сайт автора. Предусмотрена удобная форма отправки коротких сообщений и комментариев на сайт. Первоначально мы планируем выпускать новости 1 раз в месяц, следующий выпуск 1 марта. |
Закончился XXII Московский международный фестиваль "Баян и баянисты" и V Международный конкурс баянистов и аккордеонистов в МосквеАлександр Селиванов |
В рамках XXII Московского международного фестиваля "Баян и баянисты" состоялся V Международный конкурс исполнителей на баяне и аккордеоне. На открытии фестиваля выступили лауреаты предыдущего IV конкурса Александр Селиванов (в составе дуэта “UNA SINISTRA” c аккордеонисткой Юлией Америковой) и Мария Власова (соло и в дуэте c кларнетистом Евгением Варавко). Состоялась мировая премьера Концерта для баяна и симфонического оркестра Александра Холминова в исполнении симфонического оркестра РАМ им. Гнесиных под управлением Тимура Мынбаева, солист Фридрих Липс. Слушатели фестивальных концертов познакомились с программами обновленного оркестра баянистов РАМ им. Гнесиных, дуэта «Баян-Микс», услышали выступление Айдара Гайнуллина и его ансамбля «Эйфория», а также зарубежных музыкантов - Теодоро Анзелотти (Швейцария) и Дамира Султанова (Казахстан). Впервые в программу Московского международного конкурса была включена категория эстрадных исполнителей, второй тур которой прошел в форме концерта. Победители Конкурса: Академическая музыка Эльдар Абдураимов (Россия) 1 премия Иосиф Пуриц (Россия) 2 премия Цю Сяонан (Китай) 2 премия Семен Шмельков (Россия) 3 премия Дзан Болон (Китай) 3 премия Эстрадная музыка Тьен Цзиянан (Китай) 1 премия Александр Веретенников (Россия) 2 премия Светлана Козина (Россия) 3 премия Сергей Зубрицкий (Украина) 3 премия |
Вышел в свет сборник "Вопросы современного баянного и аккордеонного искусства"Юлия Америкова |
Вышел в свет сборник статей, написанных преподавателями кафедры баяна и аккордеона Российской академии музыки им. Гнесиных. Это первый после более чем двадцатилетнего перерыва сборник трудов ГМПИ/РАМ им. Гнесиных, посвященный вопросам баянно-аккордеонного искусства. Последний подобный сборник вышел в 1987 году. Статьи сборника можно разделить на три блока. Первый блок – статьи Ф.Р. Липса и В.В. Васильева, посвященные осмыслению композиторского творчества для баяна. Второй блок – методические вопросы обучения игре на баяне и аккордеоне. Это статьи М.И. Имханицкого, М.С. Бурлакова., В.А. Семенова и Ю.А. Сидорова. Третий блок – статьи Б.М. Егорова и А.В. Селиванова, посвященные непосредственно инструменту – баяну и аккордеону, вопросам совершенствования конструкции, истории и современности баянного и аккордеонного производства. |
Новые горизонты - новое направление в мире диатонических гармоникЛуиджи Брути (Luigi Bruti), директор Roland V-Accordion Division & Marketing |
Новый инструмент Roland FR-18 представляет собой первую в мире цифровую диатоническую гармонику. Инструмент был впервые продемонстрирован на выставке музыкального оборудования NAMM show, Лос-Анджелес ... Видеоролик на английском языке, представляющий эту новинку, можно посмотреть по ссылке: http://www.accordion-space4u.com/user.aspx?user=2&item=6&id=180 Комментарии редактора читайте в разделе «Объявления, Полезная информация, Комментарии читателей». |
Сообщения о концертах, мастер-классах, конкурсах, фестивалях и т.д. |
Концерт Айдара Гайнуллина, Анны Нетребко и Эрвина Шротта в КремлеГерберт Шайбенрайф (Herbert Scheibenreif) |
13 декабря 2010 года в Москве состоялся благотворительный концерт "Звезды в Кремле", организованный первой леди России Светланой Медведевой. Концерт прошел в Александровском зале Кремля в целях поддержки строительства и развития Медицинского центра женского здоровья в Санкт-Петербурге. Для публики, состоящей из представителей российской элиты (бизнесменов, политиков, деятелей культуры, художников), в концерте выступили Анна Нетребко (сопрано) и ее муж Эрвин Шротт (баритон, Уругвай) в сопровождении Национального симфонического оркестра "Новая Россия", художественный руководитель Юрий Башмет, дирижер Клаудио Ванделли (Италия). Они исполнили арии и дуэты из опер русских и зарубежных композиторов. Среди артистов этой первой благотворительной акции выступал и Айдар Гайнуллин, всемирно известный баянист, певец и композитор. Айдар сыграл три аргентинских танго не только на обычном баяне, но и на французской аккордине. Его выступление было принято с восторгом не только публикой, но и Анной Нетребко и Эрвином Шроттом, которые неожиданно пригласили его принять участие в их мировом туре. Айдар Гайнуллин является обладателем премий "Ника" и "Белый слон" за музыку к фильму "Эйфория", созданному Иваном Вырыпаевым. На XX-м кинофестивале "Кинотавр" (Сочи, 2009) он был номинирован на премию "Лучшая музыка к фильму" за музыку к фильму "Кислород" Ивана Вырыпаева. Айдар является лауреатом 18 международных конкурсов баянистов и аккордеонистов, в том числе "Кубок мира" (Лондон, 2001). Он выступал в самых престижных концертных залах мира, в том числе в Большом зале Берлинской филармонии, Salle Gaveau (Париж), Вигмор-холле (Лондон) и Кеннеди-центре (Вашингтон). За выдающиеся исполнительские достижения он был занесен в "Золотую книгу талантов России" от имени Президента России в 2003 году. Айдар становился также стипендиатом фондов "Русское исполнительское искусство", Фонда Мстислава Ростроповича, Фонда Фридриха Липса. В мае 2003 года Айдар стал почетным членом консерватории в Каунасе, Литва. Он имеет государственную награду "Молодые таланты России" и звание "Лучший из лучших", полученное в 2007 году. Он также был несколько раз в жюри известных национальных и международных фестивалей и конкурсов. |
Всероссийский конкурс-отбор "Чемпион России - Чемпион Мира"Александр Селиванов |
Уже четвертый год подряд в России будет проходить уникальная акция по поддержке молодых исполнителей на баяне и аккордеоне, которую проводит АНО «Творческая школа Мастер-класс». Всероссийский конкурс-отбор возрождает традиции Всесоюзных отборов, предоставляя реальные возможности лучшим исполнителям нашей страны представить свое искусство на международной арене. Все российские участники конкурсов «Кубок мира» и «Трофей мира», прошедшие 3 предыдущих отбора и получившие финансовую поддержку «Творческой школы Мастер-класс», стали лауреатами. В этом году «Отбор» будет проходить в нескольких городах России – Москве, Самаре, Санкт-Петербурге, Саратове, Сочи. В ближайшие недели будет опубликовано официальное «Положение» отбора. В данной статье публикуются сведения, относящиеся к сути мероприятия. Изначальная идея инициатора отбора Народного артиста России, профессора, композитора В. Семенова и организатора конкурса «Творческой школы Мастер-класс» состояла в том, чтобы привлечь как можно больше ярких исполнителей к участию в этом отборе. России нужны победы на международных конкурсах. Не секрет, что в последние годы на крупнейших конкурсах все меньше стало лауреатов из России. А к традиционным соперникам – исполнителям из бывшей Югославии – добавились и представители Китая. Это происходит и в связи с ростом профессионального образования за рубежом, и в связи с падением уровня исполнителей из России. Поэтому главная задача отбора – это поощрение и стимулирование музыкантов, поиск новых «звезд русского баяна». Отбор с самого начала ориентировался на музыкантов из регионов, так как организаторы прекрасно понимали, что мероприятие, проводимое в Москве, может восприниматься сугубо внутренним московским делом, к которому не подпустят постороннего. В результате почти все победители всех 3 отборов – музыканты со всей страны – от Хабаровска до Ростова и Санкт-Петербурга. Участникам конкурса-отбора предлагаются две награды и два способа их получения. Наградами являются Рекомендательное письмо и Сертификат. Рекомендательное письмо подтверждает высокий исполнительский уровень участника и его право на участие в крупнейших мировых состязаниях «Кубок мира» и «Трофей мира». Документ выдается членом Международной конфедерации аккордеонистов и Всемирной конфедерации аккордеона «Творческой школой Мастер-класс» и подписывается ведущими российскими деятелями баяно-аккордеонного искусства. В 2010 году благодаря этому документу исполнители из разных регионов страны смогли получить финансирование поездок на конкурсы от своих местных органов власти. Главный приз «отбора» - Сертификат – является гарантией финансовой поддержки в размере 30.000 рублей для оплаты расходов по поездке на конкурсы, предоставляемой «Творческой школой Мастер-класс» при поддержке банка «Зенит». В прошлом году организаторы впервые предложили два варианта прохождения отбора и получения указанных наград, и в этом году отбор также будет осуществляться двумя способами. Первый вариант – участие в конкурсных прослушиваниях в Москве. Прослушивания пройдут в два тура, первый из которых – по видеозаписям. По его результатам вручаются Рекомендательные письма. Сертификаты вручаются только победителям 2 тура. Ориентировочно финал состоится в летние месяцы. Но желающие получить только Рекомендательное письмо смогут получить его и позднее, вплоть до окончания сроков приема документов на «Кубок мира» и «Трофей мира». Второй вариант – участие в крупных всероссийских и международных конкурсах. Жюри Московского международного конкурса, конкурса «Петропавловские ассамблеи» в Санкт-Петербурге, конкурсов «Весенние голоса» в Москве, им. Паницкого в Саратове, «Виват, баян!» в Самаре и «Кубок Кубани» в Сочи, а также Всероссийского этапа конкурса исполнителей на электронных инструментах Roland V-accordion Festival будут награждать лауреатов специальными призами в виде Рекомендательных писем и Сертификатов. Благодаря такой развернутой форме исполнители из самых разных регионов смогут легко выбрать способ получения Рекомендательного письма или Сертификата и получат возможность принять участие в конкурсах «Кубок мира» или «Трофей мира». |
Концерты и мастер-классы Фридриха Липса в 2011 годуГерберт Шайбенрайф (Herbert Scheibenreif) |
Фридрих Липс, народный артист России, является одним из ведущих баянных исполнителей и педагогов в мире. Он играет сочинения, написанные для него лучшими российскими композиторами, играет собственные транскрипции, делает огромное количество записей. Фридрих Липс является профессором и заведующим кафедрой баяна и аккордеона в Российской академии музыки им. Гнесиных, автором фундаментальной работы "Искусство игры на баяне". Расписание концертов и мастер-классов Фридриха Липса в 2011 году: 9-11 февраля - сольные концерты в Астане и Караганде (Казахстан); 12 февраля, Караганда - А. Холминов - ‘Концерт для баяна и симфонического оркестра’, Е. Подгайц - ‘Viva Voce’, для баяна и камерного оркестра; 14-20 февраля - мастер-классы в Пуле (Хорватия); 23-26 февраля - мастер-классы в Королевской академии музыки в Лондоне (Великобритания); 1 марта - мастер-класс в Воронеже; 4 марта, Москва - концерт Ф. Липса и его учеников. В программе концерта "Музыкальное приношение" И.С. Баха и музыка А. Пьяццоллы; 19 марта, Москва - Всероссийский день баяна, аккордеона и гармоники; 20 марта - концерт в Кургане. Музыка А. Пьяццоллы, с участием камерного оркестра. 1-7 апреля, Петрозаводск - член жюри конкурса им Репникова; 8, 15, 22 апреля - исполнение произведения С. Губайдулиной "Семь слов" в Италии и Швейцарии; 19 и 20 апреля - концерт и мастер-класс в Троссингене; 2-8 мая член жюри конкурса в Клингентале; 11-17 мая - председатель жюри конкурса им. Паницкого в Саратове; 11-15 июня - творческая школа в Имсте, Австрия. |
Международный конкурс аккордеонистов Вильнюс 2011Раймондас Свяцкевичус |
Дорогие друзья, аккордеонисты, учителя, студенты! Литовская Ассоциация Аккордеонистов 6-9 апреля проводит "Международный конкурс аккордеонистов Вильнюс 2011". Это традиционное мероприятие организовано Литовской Ассоциацией Аккордеонистов (LAA). Начиная с 1994 года мы приглашаем огромное количество аккордеонистов в столицу Литвы. Каждой второй весной они имеют прекрасную возможность продемонстрировать свое мастерство, приняв участие в нашем конкурсе. Приглашаем Вас в Литву, в Вильнюс, в апреле 2011 года принять участие в конкурсе и послушать выступления конкурсантов, а также приглашаем к участию в других мероприятиях (семинары, лекции, концерты). Для ограниченного количества зарегистрированных участников впервые мы обеспечим проживание и питание по специальным ценам. Конкурсанты будут сгруппированы в 11 категорий по возрасту и выбранному жанру. Будут участвовать солисты, ансамбли, а также оркестры аккордеонистов. Выступления будет оценивать компетентное международное жюри. На официальном сайте конкурса http://konkursas.laas.lt Вы можете найти любую информацию о конкурсе, условиях, проживании и т.д. Будем рады видеть Вас в красивой столице Литвы Вильнюсе, на международном конкурсе аккордеонистов! С уважением, Председатель Международного конкурса аккордеонистов Президент Ассоциации Аккордеонистов Литвы Раймондас Свяцкевичюс За дополнительной информацией просьба обращаться: info@laas.lt или raimondas@sviackevicius.com |
Конкурс исполнителей на электронных баянах и аккордеонах Roland V-Accordion festivalЮлия Америкова |
В 2010 году в России впервые прошел национальный этап международного конкурса исполнителей на электронных баянах и аккордеонах Roland V-Accordion festival. Видеоролик на YouTube: moscow-roland-2010-youtube В октябре в Италии, в Риме, прошел уже 4-й Международный Финал. В 2011 году состоится 2-й Всероссийский конкурс Roland V-Accordion festival, победитель которого получит в качестве награды инструмент FR-7X(B) и будет представлять Россию на Международном Финале в Риме. Условия Всероссийского конкурса будут опубликованы в ближайшее время. Для участия в нем приглашаются исполнители на баяне и аккордеоне любого возраста и любого исполнительского уровня. Владение электронным инструментом не требуется. В рамках полуфинала участники могут играть на любых акустических моделях баяна или аккордеона, программу любого стиля и направления. Прошедшие в финал исполнители получат возможность подготовить программу на инструменте, предоставленном компанией Roland. Участники до 18 лет могут соревноваться в категории Junior, где главный приз – Сертификат на сумму, эквивалентную стоимости модели FR-1. Сертификат может быть использован для покупки любого другого инструмента Roland. Предлагаем вашему вниманию интервью с одним из инициаторов проведения Всероссийского этапа конкурса Roland V-Accordion и российским членом жюри Международного Финала Александром Селивановым на тему «Электронные баян и аккордеон». Этот материал лег в основу статьи о Roland V-Accordion festival, опубликованной в газете «Играем сначала» (автор статьи Илья Сандалов – джазовый пианист, эксперт по электронным клавишным инструментам, представитель компании Roland). И. - Какое впечатление произвели выступления российского участника Алексея Черномордикова и других конкурсантов в Риме, на международном финале конкурса Roland V-Accordion? Прокомментируйте их конкурсные программы, подход к исполнительству на инструментах V-Accordion, сильные и слабые стороны. А. - В целом уровень конкурса этого года значительно выше, чем в прошлом. Особенно заметно это было на примере двух участников, которые уже второй год выступают на этом конкурсе - Николя Кох (Франция) и Рудик Яхин (Германия, выпускник Уфимского института искусств) в прошлом году демонстрировали только свои виртуозные исполнительские качества, просто исполняли на V-Accordion пьесы из их обычного акустического репертуара. В этом году оба они приготовили тщательно продуманные аранжировки, специально сделанные в расчете на богатые тембровые возможности нового FR-7X. В результате Р. Яхин становится обладателем 2 премии, притом, что в прошлом году он остался за чертой призеров. И еще большим подтверждением слов о росте исполнительского уровня служит результат Н. Коха, обладателя 3 премии прошлогоднего конкурса - в этот раз он не вошел даже в шестерку лучших. Алексей Черномордиков, победитель российского финала V-Accordion, своими выступлениями не просто демонстрировал возможности цифрового баяна Roland. Он привез серьезную академическую программу. В такой ипостаси, пожалуй, никто в мире не использует этот инструмент так успешно, как Алексей. И подтверждением этих моих слов служит не его результат - 4 место, а то, что представители компании Roland Europe, разработчика инструмента V-Accordion, предложили Алексею сделать запись одного из исполнявшихся им сочинений - Каприса N2 S.O.S для баяна соло Вячеслава Семенова - и использовать эту запись в качестве образца академического репертуара для электронного баяна/аккордеона. В целом показалось, что для членов жюри, в состав которого вошли музыканты из разных стран и из разных музыкальных "лагерей", сложная программа Алексея показалась менее выигрышной, менее эффектной по сравнению с программой исполнителей, занявших первые три места. Возможно, многие из членов жюри воспринимают электронный аккордеон только как эстрадный, развлекательный инструмент и выставляли баллы исполнителям именно с этой точки зрения. Хотя неожиданно наибольшую похвалу Алексей получил от члена жюри из Японии, всемирно известного аккордеониста Кобы (Ясуширо Кобаяши), артиста "легкого жанра". По моему мнению, только два исполнителя из всех 14 подошли к выступлению на конкурсе, как к настоящему акту искусства. Их исполнительская манера, программа, подача, сценическое воплощение, видение инструмента Roland V-Accordion были достойны Большого зала Московской консерватории. Это выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных Алексей Черномордиков и обладательница 1 премии, студентка Пекинской государственной консерватории Hanzhi Wang (профессор Cao Xiao Qing). Ее выступление на обоих турах было безупречным. Было ощущение, что она играет на этом инструменте всю жизнь. В руках некоторых участников электронный инструмент иногда выдавал себя - малейшая потеря контроля приводила к тому, что звук "дергался" вслед за неровным ведением меха. Неровность виртуозных пассажей и прочие исполнительские дефекты в отличие от акустического баяна и аккордеона очень сложно скрыть на электронном инструменте, он моментально реагирует и воспроизводит малейшее усиление удара или вздрагивание руки, ведущей мех. У китаянки инструмент звучал абсолютно естественно. Большой удачей оказался выбор программы - сочинения, сочетающие и виртуозность, и пафос, нарастание эмоционального напряжения от начала и до конца, торжественные патетические кульминации - все было представлено в победном ключе - "я - лучший исполнитель на электронном баяне в мире". Такой подход, без тени сомнения в том, что ты делаешь, безусловно, влияет и на впечатление слушателей, в том числе и на жюри. Hanzhi Wang сразу вырвалась на первое место и не отдала лидерство. С моей точки зрения, на тот момент среди этого состава участников её, безупречное с общемузыкальной точки зрения, исполнение сложной программы, сама программа, очень удачно подобранная, прекрасно аранжированная, как бы инструментованная для большого симфонического оркестра, действительно заслуживали первого места. Было ли ее исполнение наиболее полной демонстрацией возможностей именно электронного инструмента? Нет, она показала только одну сторону, один вариант применения V-Accordion, но сделал это здорово. Я поставил наивысшие баллы по критерию "раскрытие потенциала инструмента V-Accordion" польскому баянисту Павелу Янашу. Кажется, 4 года назад он занимался у меня на мастер-классах в Летней международной школе под Варшавой, показался неплохим, но ничем не примечательным академическим баянистом. Сейчас его явно увлекает джазовая стезя, он продемонстрировал программу, включающую собственные импровизации и даже пьесу собственного сочинения. Именно в ней, по мнению многих слушателей, в том числе прошлогоднего победителя конкурса, новозеландца Грейсона Мейсфилда, Павел продемонстрировал наивысший на сегодняшний день уровень владения электронным инструментом. Звучание его инструмента в некоторые моменты вызывало просто недоумение и восхищение - как он это сделал? Каким образом он добился такого звучания и необычных эффектов? Но, с точки зрения музыкально-исполнительской, Павел не был убедителен. Особенно пострадал первый тур, где часть программы состояла больше из обычных эстрадных импровизаций, исполненных иногда просто невнятно. И чисто сценически Павел проиграл тем, что он не музицировал на сцене, а как бы управлял машиной, производя манипуляции по перенастройке инструмента по ходу выступления, напоминая этим больше ди-джея или оператора за пультом некоей электронной системы управления. Девушка, занявшая 3 место, канадка сербского происхождения Елена Милоевич, играла разнообразную концертную программу. Это было именно легкое, непринужденное музицирование в диапазоне от популярной классики до эффектных цирковых пьес. В финале конкурса она исполнила пьесу украинского композитора В. Власова - несколько частей из сюиты для баяна "Семь взглядов на Архипелаг Гулаг", несколько ошарашив прочтением: благодаря спецэффектам инструмента Roland трагикомическая пьеса превратилась просто в клубный хит, который возможно с успехом исполнять на каком-нибудь вечере в стиле «техно». Остальные участники конкурса, пожалуй, делали на сцене то же, что и вышеуказанные музыканты, только менее интересно, менее профессионально. И. - Иногда приходится слышать мнение классических баянистов и аккордеонистов, что V-Accordion был создан для низкопробной ресторанной музыки. Ваше отношение к этому вопросу. А. - Вопрос моего личного восприятия электронного инструмента Roland V-Accordion - вопрос неясный еще и для меня самого. Я с радостью вижу успешные попытки реализации возможностей инструмента в самых разных стилях. Я думаю, что в сознании баянистов и аккордеонистов, как профессионалов, так и любителей, V-Accordion должен пройти все этапы восприятия, также, как этот путь прошли электронные пианино, синтезаторы, клавишные и т.д. Просто мы долгое время были лишены возможностей, которые дает этот инструмент. Ведь те электронные баяны и аккордеоны, которые уже несколько десятилетий выпускаются в Италии, это больше игрушки - их электронная составляющая слишком примитивна, чтобы заинтересовать профессиональных музыкантов надолго. Инструменты Roland, я уверен, найдут свое место в эстрадном ансамблевом музицировании. Коллективы, играющие на больших площадках, особенно открытых, стадионах и т.п., с удовольствием меняют акустический инструмент на Roland, спасаясь тем самым от многочисленных проблем с подзвучиванием инструмента. Это только одна полезная особенность, за которую ухватились исполнители из разных стран. Я уверен, что Roland будет востребован в оркестре баянистов и аккордеонистов. Я сам уже использую этот инструмент в оркестровом составе, поручая и басовые партии, и характерные соло. Еще несколько лет назад я получал запросы по V-Accordion из музыкальных колледжей, тех, что раньше назывались культпросветучилища. Специфика образования баяниста и аккордеониста в таких учебных заведениях делает V-Accordion незаменимым и в аккомпанировании, и в работе в студии, и в создании аранжировок, особенно при минимальных ресурсах в небольших городах, клубах, ДК. Музыкальные школы, реформируемые в настоящее время из учреждений начального профессионального образования в кружки широкого профиля, я думаю, во многом смогут удержать детей в классах баяна и аккордеона именно благодаря этим инструментам. Детей просто нельзя оторвать от них. Серьезная академическая музыка - эта сфера искусства давно использует возможности электронных музыкальных инструментов, и здесь V-Accordion найдет свое место, ведь у него есть существенное преимущество перед клавишным синтезатором - все электронные "примочки" оживают благодаря меху и потоку воздуха, который воздействует на электронику и заставляет инструмент "дышать". Такой динамической гибкости и возможностей артикуляции, пожалуй, нет ни у одного другого электронного собрата. И. - Расскажите о «Кубке мира», крупнейшем международном конкурсе исполнителей на баяне и аккордеоне, где исполнители на электронных инструментах соревновались в категории Digital Accordion? А. - Условия в категории Digital Accordion были проще, чем на финале V-Accordion festival в Риме. Всего один тур, не более 15 минут. Здесь участники демонстрировали лучшие свои достижения. Однако упрощение условий в части использования дополнительной электроники (разрешено было использовать любое дополнительное оборудование, устройства воспроизведения аккомпанемента, звуковые модули и пр.) размыло критерии, по которым нужно оценивать участников. Например, аккордеонист из Бразилии продемонстрировал интересные аранжировки с использованием внешнего модуля и отдельно воспроизводимого аккомпанемента, фоновых звучностей и т.п., то есть много звуков его партитуры воспроизводил не он сам, а машины, а кто записал их, он сам или его друзья/коллеги, было неясно. Да и как можно оценить уровень исполнения, если исполнитель играет только примитивные мелодии одной рукой? Да, он при этом выглядит эффектно, двигается по сцене, трясет длинными волосами, шляпа, черные очки и т.п. прекрасно воздействуют на публику на концерте, но у меня они вызвали только ощущение профанации самой идеи соревнования. Правда, этот исполнитель помог мне тем, что в конце программы исполнил одну пьесу в чистом виде, без фона и на одном тембре аккордеона, после которой стало ясно, что как исполнитель он весьма посредственно владеет инструментом. За что и получил от меня соответствующие оценки. В будущем, я думаю, в правила этой категории необходимо будет ввести ограничения на использование всех вспомогательных средств, поставив на первое место критерии музыкального искусства, все-таки это музыкальный конкурс. Хотя некоторым членам жюри этот бразилец понравился, и они ставили его на призовые места. Тут, я думаю, сыграло роль восприятие категории Digital скорее как фестивального концерта, а не соревнования музыкантов. Может быть, это и неплохо. Должно пройти время, и появится целая плеяда музыкантов, всесторонне раскрывающих возможности электронных баянов и аккордеонов. И важно, чтобы эти люди работали в жюри конкурса. Но это вопрос скорого будущего, я уверен. Так же, как и категория Digital будет восприниматься как соревнование думающих, профессиональных музыкантов, а не увеселительное мероприятия для отдыха от других, "настоящих" категорий конкурса «Кубок мира». По мнению многих слушателей, к которому присоединяюсь и я, лучшее сочетание музыкальности, виртуозности, вкуса в аранжировке пьес электронными средствами продемонстрировал россиянин Эдуард Аханов. Алексей Черномордиков, к сожалению, не был 100% безупречен в части чистоты исполнения. Поляк Павел Янаш сыграл свой коронный номер с невероятными придумками в аранжировке и эффектными звучностями. Поляк занял первое место, Эдик и Леша разделили 2 место. Эдуард мог вполне заслуженно быть первым, если бы членами жюри принимались во внимание все компоненты музыкального выступления. Хотя с первым местом поляка можно, в целом, смириться. Это было в своем роде выдающееся по мастерству программирования выступление. И. - Расскажите о планах по сотрудничеству с разработчиками V-Accordion, компанией Roland Europa, расположенной в Италии. А. - Во время конкурса «Кубок мира» в Хорватии состоялась наша встреча с представителями Roland Europa. Вице-президент Roland Europe Луиджи Брути, руководитель проекта V-Accordion Марко Чиналья и председатель жюри конкурса «Кубок мира» Народный артист России, профессор Вячеслав Семенов обсудили перспективы развития конкурса Roland V-Accordion. Серьезный разговор состоялся и на тему создания полноценного самостоятельного репертуара для баянов и аккордеонов Roland. Впечатленные исполнением Алексеем Черномордиковым Каприса N2 S.O.S, представители компании предложили Вячеславу Семенову сделать окончательную авторскую версию для электронного инструмента и опубликовать ее как образец серьезного академического композиторского творчества для Roland V-Accordion. Следующий шаг - поощрение создания сочинений для этого инструмента. Для этого впервые в 2011 году организуется конкурс на лучшее сочинение для V-Accordion. Обсуждались вопросы качества баянных тембров V-Accordion и создания новых, идеальных сэмплов русского баяна на основе уникального звучания баянов Вячеслава Семенова. Следующая наша встреча с командой V-Accordion во главе с президентов Roland Europe Альфредо Маррони состоялась 7 декабря 2010 года уже в Италии в городке Аквавива-Пичена, где находится офис и фабрика Roland Europe. Более детально обсуждались все намеченные ранее вопросы. Мы познакомились со всеми особенностями производства V-Accordion, посетили цеха, познакомились с новинками. Одна из них уже полностью готова и вскоре будет представлена музыкальному сообществу. Это цифровая гармоника Roland, имеющая 12 предустановленных вариантов национальных гармоник разных стран мира, а также возможность назначения на любую кнопку любого звука, разных звуков на разжим и сжим меха. В правой клавиатуре 20 кнопок, расположенных на 3 рядах (при имитации двухрядной гармоники 3 ряд отключается). В левой руке 18 кнопок. Главным музыкальным экспертом/ консультантом и испытателем цифровой гармоники Roland выступил известный итальянский исполнитель на диатонической гармонике Danilo Di Paolonicola. |
II Международный Интернет-конкурс в СербииМиломир Дойчинович (MiloMir Natalija Dojčinović) |
Ассоциация педагогов музыкальных учреждений Сербии (Белград) проводит II Международный Интернет-конкурс. Интернет-конкурс очень удобен в финансовом и организационном смысле, потому что проходит непосредственно через Интернет с 1 марта по 10 апреля 2011 года. На сайте www.musiccompetition.rs вы можете получить подробную информацию на русском, английском и сербском языках и посмотреть, как проходил конкурс в 2010 году. Интернет-конкурс проходит в 27 номинациях (все классические инструменты, вокал и муз. коллективы). Право участия имеют учащиеся ДМШ, училищ, консерваторий без ограничения возраста. Конкурсант высылает по электронной почте видеозапись по условиям конкурса, и его выступление оценивает международное жюри. |
Концерт ансамбля "Фанданго". Москва. Концертный зал РАМ им. ГнесиныхАлександр Селиванов |
В 1 отделении концерта выступил квинтет “FanDanGo”. Руководит ансамблем из двух скрипок, альта, виолончели и баяна лауреат международных конкурсов, преподаватель Московского областного колледжа искусств, баянист Максим Федоров. В последние годы баян и аккордеон стали частыми участниками ансамблей с классическими инструментами - струнными, фортепиано, духовыми. Предвзятое представление о наших инструментах, как об инструментах сугубо фольклорных или эстрадных, сменилось заинтересованностью в новых для мира классических инструментов звуковых возможностях. Спрос на баян или аккордеон в камерных составах вырос с увеличением популярности музыки А. Пьяццоллы. Приятно отметить, что ансамбль “FanDanGo” не пошел по проторенному пути исполнения сочинений А. Пьяццоллы и его собратьев. Максим Федоров составил программу из совершенно разных по стилю сочинений, объединенных только ярко выраженной ролью баяна. Концерт начался с пьесы «Движения» Т. Лундквиста – композитора-основоположника современного западноевропейского баянного репертуара, академический стиль музыки которого с трудом воспринимается любителями традиционного баяна и в то же время вызывает неизменное уважение у музыкантов-профессионалов. Продолжилось выступление ансамбля 3-х частным сочинением знаменитого французского эстрадного баяниста Ришара Гальяно “Opalo concerto”, написанного в духе А. Пьяццоллы с примесью французских мюзетных вальсовых ритмов и интонаций. Закончил выступление ансамбль масштабным сочинением Вячеслава Семенова – «Балканской расподией» в 3 частях. Это пьеса, в оригинале написанная для 2 баянов, в инструментовке для такого симфонического состава, прозвучала весьма свежо, облагораживая фольклорные мотивы, использованные в этом произведении. |
Предстоящие события |
Российский этап Roland V-Accordion festival - Москва.Александр Селиванов |
26 сентября в Белом зале Центрального дома кино в Москве состоится российский финал Roland V-Accordion festival, конкурса исполнителей на цифровых баянах. Конкурс проходит в России уже в третий раз. Победитель получает в подарок баян или аккордеон Roland FR-7X и оплаченную поездку в Италию, на международный финал в Риме, который в этом году состоится в самом начале ноября в огромном концертном комплексе Parco della Musica. Ожидается приезд участников из Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока и Саратова. Многие участники конкурса совместно готовятся к конкурсу, обсуждая свои наработки и делясь друг с другом открытиями в возможностях электронного инструмента. Участники из других городов дистанционно общаются по интернету с победителями прошлых лет, с педагогами из других городов. Конкуренция не мешает общему дела - поиску места электронного инструмента в профессиональной работе современного баяниста или аккордеониста. Председатель жюри конкурса - Вячеслав Семенов. Он же станет представителем России в жюри мирового финала в Риме. Среди членов жюри российского финала - профессор, заведующий кафедрой баяна и аккордеона Санкт-Петербургской государственной консерватории им. А.Н. Римского-Корсакова Олег Михайлович Шаров, известный музыкант, продюсер, организатор и директор фестиваля "Виват, баян!" Сергей Войтенко, победитель первого Всероссийского конкурса Roland V-Accordion Festival Алексей Черномордиков. В декабре 2012 года в Москве пройдут конкурсные прослушивания Junior V-Accordion festival для учащихся школ и училищ. Для подготовки конкурсантов организациям бесплатно будут предоставлены инструменты. Призами победителям станут баяны и аккордеоны Roland разных модификаций. Вход на финальный концерт 26 сентября свободный. Дополнительная информация по email: selivanov.alexander@gmail.com |
Обзоры компакт-дисков |
Новые работы Вячеслава СеменоваАлександр Селиванов |
За свою многолетнюю творческую деятельность Вячеслав Анатольевич Семенов достиг выдающихся результатов во всех отраслях музыкального искусства, и трудно сказать, какая для него была и есть важнее или результативнее. Педагог с мировым авторитетом, подтверждаемым ежегодными победами его студентов на всех крупнейших конкурсах. Автор уникальных баянных транскрипций и исполнительских интерпретаций классики, выдающийся исполнитель собственных произведений, инициатор создания и первый исполнитель многих произведений Анатолия Кусякова, Вячеслав Семенов много концертирует в России и других странах. В 2010 году он выпустил уникальный двойной компакт- диск "Мои образы" – своеобразную антологию собственных сочинений, поскольку на диск вошли как произведения последних лет, так и пьесы, созданные 20-30 лет назад, но никогда ранее не записанные автором. Содержание диска с небольшими комментариями: 1. Болгарская сюита. Сочинение 1975 года. Эта суперпопулярная пьеса звучит во всем мире, на всех конкурсах. В. Семенов записал ее на грампластинку много лет назад. Но с того времени пьеса пережила уже несколько редакций. В версии, записанной на диске, вы услышите самую последнюю версию. Она отличается от предыдущего изданного варианта небольшими изменениями в 1 и 3 частях. Пьеса зазвучала свежо, приобрела более ярко выраженный фольклорный оттенок. 2. Донская рапсодия N1. Удивительно, но эта пьеса, являющаяся визитной карточкой Семенова, впервые была записана только в 2010 году специально для этого диска. 3. Две детские сюиты. Эти сочинения 80-х годов, несмотря на название, вовсе не детские по сложности. Слушая филигранное исполнение автора, мы понимаем, что эти пьесы писались не для детей - исполнителей, а для детей - слушателей. 4. Посвящение. Сочинение 1993 года, посвященное памяти А. Пьяццоллы, было обязательной пьесой на Втором конкурсе "Кубок Севера". Я несколько раз слышал её раньше в исполнении разных музыкантов и пробовал играть сам, но только после прослушивания авторского исполнения вдруг понял, что не представлял всей глубины и красоты этой пьесы, к сожалению, редко исполняемой. Уверен, что послушав это произведение на диске, его захотят играть многие. 5. Донская рапсодия №2. Как и Донская рапсодия №1, эта пьеса никогда не была записана автором целиком. До этого диска существовала лишь запись 2 части на диске "Калина красная". 6. Брамсиана. Пьеса, требующая огромного запаса физических и душевных сил. Остается только поражаться мастерству Вячеслава Анатольевича, в своем уже не юном возрасте, блестяще исполняющему это сложнейшее сочинение баянного репертуара. 7. Вещий сон, 2001 год. 8. Два каприса №2 и №3. 2001 и 2006 годы. Сочинения 2000-х годов, 2 и 3 Каприсы, как и пьеса «Вещий сон», написанная на тему р.н.п. «Ой, то не вечер», очень часто звучат на крупнейших конкурсах, причем иностранные музыканты играют их едва ли не чаще, чем российские. Теперь у молодых исполнителей появилась уникальная возможность услышать авторское прочтение этих, завоевавших большую популярность, произведений. 9.Две романтические медитации. Эти пьесы вместе с миниатюрой "В царстве грёз", нетипичные для образной сферы композитора, открывают нам Семенова, которого раньше мы не знали – лирика и мечтателя. Особенно примечательна Медитация №1. 10. Баскариада. 1992 год. Вторая соната, написанная на фольклорном музыкальном материале басков, давно заняла прочное место в репертуаре баянистов и аккордеонистов всего мира. Наконец у нас появилась уникальная возможность услышать эту пьесу в авторской интерпретации. 11. В царстве грез. 2008 год. 12. Дивертисмент. 2005 год. Диск завершает яркая 3-хчастная пьеса, написанная по заказу Американской Ассоциации Аккордеонистов. Композиторское видение этого произведения заметно отличается от видения большинства исполнителей, чаще всего акцентирующих внимание на виртуозных составляющих пьесы и не замечающих лирических и юмористических моментов, с большим мастерством продемонстрированных автором в записи. Как видно из содержания диска, Вячеслав Анатольевич активно продолжает заниматься композиторской деятельностью, в последние годы расширяя как образную сферу, о чем говорят его «Две романтические медитации» и «В царстве грез» для баяна соло, так и способ изложения музыкального материала – здесь в первую очередь приходит на ум «Балканская рапсодия» в 3 частях для дуэта баянов/аккордеонов – первая пьеса В. Семенова, написанная для ансамбля. В 2010 году Вячеслав Семенов был единогласно принят в члены Союза композиторов России. На днях стало известно, что он закончил новое сочинение. Пока мы не может сообщить, что это за пьеса, в какой форме написана, и для какого состава. С нетерпением ждем подробную информацию и надеемся на скорую премьеру. В наступившем 2011 году желаем Вячеславу Анатольевичу новых творческих побед. |
Объявления, Полезная информация, Комментарии читателей |
"У баяна есть одно крыло"Александр Селиванов |
Михаил Бурлаков представил новую версию "упора" (ложного грифа, крыла) - баянного аксессуара, позволяющего лучше фиксировать инструмент при игре. В качестве материала использован карбон. Новый упор лишен недостатков, присущих деревянному или дюралевому крылу, покрытому целлулоидом. Он не деформируется, не ломается, создает необходимое трение. |
О цифровой гармонике Roland. Комментарии очевидца.Александр Селиванов |
13 - 16 января 2011 года в Лос-Анджелесе на выставке музыкального оборудования NAMM show компания Roland представила новую модель инструмента из серии V-Accordion - цифровую гармонику FR-18 diatonic. Этот инструмент представляет собой попытку соединить в одном корпусе все варианты кнопочных диатонических гармоник мира. В декабре 2010 года мне вместе с Юлией Америковой и Вячеславом Анатольевичем Семеновым довелось посетить фабрику Roland, где разрабатываются и изготавливаются все инструменты V-Accordion. Нам удалось внимательно изучить новинку, в разработке которой принимал участие ведущий итальянский исполнитель на диатонических гармониках Данило Ди Паолоникола (Danilo Di Paolonicola). Краткое описание: 12 «гармонных» сетов, охватывающих основные исполнительские стили. 4 регистра для пользовательских настроек. Оркестровые, виртуальные, органные звуки и звуки ударных. FR-18 содержит 12 «гармонных» клавиатур. Выбрав нужный тип клавиатуры, вы можете выбрать любую тональность для своей гармоники. В реальном времени вы можете менять типы клавиатур и даже назначать разные типы гармоник для левой и правой клавиатур. Быстрая смена любой из 12 тональностей позволяет играть с любым фольклорным ансамблем, аккомпанировать любому певцу. Порт USB позволяет добавлять новые оркестровые, баянные и аккордеонные звуки, сохранять и загружать пользовательские настройки. Разъем для наушников позволит заниматься круглые сутки и не беспокоить соседей. Специальное программное обеспечение для индивидуальной настройки клавиатуры будет доступно на сайте Roland бесплатно. Вы сможете выбрать количество нужных вам кнопок, количество рядов, назначить нужный вам звук на любую кнопку, разные звуки на разжим и сжим и все эти настройки сохранить на USB-память. В левой руке вы можете менять типы аккордов, выбирать полный вариант или вариант для джазовой музыки, с пропуском терцового тона, позволяющий получать новые созвучия путем одновременного нажатия двух и более аккордовых кнопок. Если говорить об исполнительских ощущениях, то гармоника FR-18 кажется наиболее удачным инструментом из всех типов V-Accordion в смысле чувствительности, управляемости меха, ответа голосов. Исполнитель, привыкший к ощущениям, возникающим при игре на акустическом инструменте, к определенному соотношению веса инструмента, силы удара по клавишам, силы натяжения меха при той или иной динамике звука, расходу воздуха и т.п., при игре на электронном баяне или аккордеоне испытывает дискомфорт, теряет ориентацию. Не знает, насколько сильно или слабо нужно тянуть мех, чтобы инструмент звучал в нужном динамическом диапазоне, а не начинал «орать» при попытках играть forte или вдруг пропадал совсем при игре pianissimo. FR-18 в этом отношении не вызвал проблем, правда тестировали мы его на соответствующем репертуаре – разного рода народных наигрышах, на Баха и Холминова рука не поднялась. За основу взята трехрядная мексиканская гармоника. Внешне этот инструмент уже почти напоминает наш трехрядный баян, но ведь существуют не только мексиканская, но и шотландская трехрядная гармоника, а также множество двухрядных гармоник с вынесенными отдельно кнопками для хроматических звуков. В левой клавиатуре 18 кнопок – это количество и дало название модели FR-18. Слоган “Take one, get more” (возьми один, получи много) вполне соответствует планам компании по выходу на рынок национальных гармоник. Ведь, если не считать единичные эксперименты, производства электронных диатонических гармоник не было, в то время как электронные аккордеоны существуют уже с 50-х годов 20 века. Основная причина – слишком большое разнообразие моделей, типов клавиатур, строя и т.п. В 21 веке, на новом уровне развития цифровых технологий и доступности программного обеспечения, возможно, инициатива компании Roland окажется удачной. Ведь, если в России воспринимают гармонику как инструмент дедушек, почти вымирающий, то во многих странах мира диатоническими гармониками увлекаются люди разного возраста, национальные гармоники являются атрибутом не только фольклорных, но и поп-рок коллективов. И напоследок шуточный прогноз. Конечно, существуют еще гармоники с клавиатурой фортепианного типа. Для исполнителей на таких инструментах, к сожалению, инструмент FR-18 непригоден. Ну что ж, дело за будущим. Нашей делегацией было внесено предложение изготовить следующую модель, где вместо клавиатур будут использоваться сенсорные дисплеи, аналогичные тем, которые применяются в мобильных телефонах. Тогда можно будет менять кнопки на клавиши, а также свободно менять их размеры. Правда, эта идея уже опробована в телефонах iPhone, для которых существуют приложения, имитирующие на дисплее клавиатуры аккордеонов, баянов и гармоник и воспроизводящие звуки этих инструментов после касания виртуальных кнопок или клавиш. |